Если вам хоть раз приходилось выбираться ранней весной на рыбалку, то вы знаете, что такое настоящее бездорожье. Вроде бы дорога уже освободилась от залежей снега, но вот на обочине он еще лежит. Поэтому снегоход тут уже не подойдет. Можно ли придумать и самостоятельно собрать универсальную машину на гусеничном ходу? Рассмотрим конструкцию универсального снегохода. За его основу был взят мотоцикл ИЖ с коляской.


Идея устройства достаточно проста. Заднее колесо мотоцикла заменяем гусеницей, а на остальные надеваем металлические лыжи. Так без какой-либо существенной переделки наш вездеход будет легко превращаться в снегоход. На ровных участках устройство может развивать скорость до 40 км/ч. Переоборудование машины в зимний вариант и наоборот занимает всего 15 минут. Гусенично-лыжный комплекс устройства достаточно компактен, поэтому вы легко сможете взять его с собой.

В качестве основы лыж для переднего колеса используется дюралюминиевый лист с продольными уголками, которые придают конструкции дополнительную жесткость. К уголкам прикрепляются две пластины. Между ними при помощи двух болтов крепится колесо. Чтобы уменьшить трение, в качестве материала для подошвы лыжи рекомендуется выбирать полиэтилен, латунь или нержавеющую сталь. Чтобы лыжа переднего колеса имела лучшую управляемость, рекомендуется сделать подрез – вертикальное ребро.Как сделать из мотоцикла с коляской вездеход

Конструкция гусеничного движителя, который устанавливается на место заднего колеса, более сложна. Рама движителя сварена из стальных труб и пластин. В пластинах должны быть продольные пазы, которые предназначены для соединения заднего и переднего валов барабанов гусеницы и регулировки натяжения. К трубчатой вертикальной дуге приваривается стальная втулка.

Через отверстие втулки проходит ось заднего колеса. На ушке передней части дуги крепится специальный узел, который фиксирует всю раму на задней вилке. Два таких же ушка привариваются под продольными трубами. Они нужны для присоединения оси балансиров. Трубы на этих концах также имеют упоры для натяжителя гусеницы.

Валы заднего и переднего опорных барабанов вытачиваются из стального прута, диаметром 0,25 мм. Ведущим является передний вал. Корпуса подшипников валов вытачиваются из стальных заготовок. В радиальном отверстии крепится длинная шпилька, которая выполняет функцию натяжного устройства для гусеницы.
Опорные барабаны вытачиваются из заготовок и собираются на 6 болтах.Как сделать из мотоцикла с коляской вездеход

Между ними при сборке зажимаются ведущие звездочки, вырезанные из резинового листа. Усилие гусенице передают зубья ведущих звездочек. Барабаны катятся по внутренней стороне. Снаружи барабанов выполнены полукруглые канавки, которые служат для того, чтобы работе не мешали головки винтов, которыми крепятся грунтозацепы. Состоит гусеница из 4 полос, вырезанных из транспортерной ленты. Полосы соединяются грунтозацепами, роль которых выполняют согнутые стальные профиля.

Во вращение передний вал гусеницы приводится от ведущей звездочки посредством цепной передачи. Ведущая звездочка устанавливается на месте колеса. Она была позаимствована у мотоцикла ИЖ – 10. Крепится звездочка при помощи 6 болтов к лесной ступице. Деталь монтируется аналогично заднему колесу на заднюю вилку. Добавляется только простая распорная втулка.

В качестве промежуточных опор для гусеничного движителя используются балансиры. Они представляют собой 4 двуплечих рычага, установленных на общей оси. Если подходящих по прочности и размеру колес для балансира нет в наличии, можно попробовать сделать из самостоятельно.