Наиболее распространенным и известным типом моторов для лодок является винтовой. Альтернативой же ему служит водометный двигатель, который, как правило, имеет большую стоимость и не такие высокие характеристики. Главной особенностью такого рода моторов, которые и стали его плюсом, стало отсутствие винта. Водометные лодочные моторы всасывают в себя воду и выталкивают их из сопла в сторону, противоположную направлению движения лодки. Такой реактивный принцип движения в лодочных моторах применяется еще с середины прошлого века, и получил распространение среди охотников и рыболовов.


Плюсы и минусы водометного мотора

Важнейшим плюсом водометного типа моторов стала возможность их применения на водоемах с большим количеством мелей. Отсутствие винта полностью исключает возможность его повреждения, или застревания в чем либо. Рыбак или охотник может забраться в те части озера, в которые владелец лодки с винтовым мотором поостережется заплывать. Более низкий уровень шума – еще одна деталь, благодаря которой этот тип мотора интересен рыбакам и охотникам.

Лодка с водометным двигателем

Кроме того, мотор обладает относительно небольшим весом и легко ремонтируется (в отличие от своего аналога, для которого повреждения винта – обычное дело). Очевидным минусом большинства таким моторов стала невысокая скорость, которую лодка может развить с их помощью. Обычно она не превышает 8 километров в час при полном ходе, если не брать в расчет исключения – особо сильные моторы по высокой цене, или самодельные лодочные моторы. Приятной особенностью последнего будет стоимость затрат на создание изделия – при правильном подходе они будут ниже стоимости заводского мотора подобной мощности.

Создание лодочного водометного мотора своими руками

Как и в большинстве случаев с другими самодельными приспособлениями, существует, по крайней мере, несколько способов их изготовления. Самый недорогой и простой – это использование в качестве основы обычного центробежного насоса мощностью от пяти лошадиных сил. При выборе главным образом надо следить за материалом, из которого он изготовлен (желательно что-то, не поддающееся коррозии) и выдаваемой мощностью. Очень желательно, чтобы к нему прилагалась инструкция  с описанием всех характеристик.

Такой насос имеет входной и выходное отверстие, как и заводской водометный двигатель. Выпускное отверстие может, конечно, выдавать воду под большим напором и само по себе, но струя направленная вверх, не сможет оказать влияние на положение лодки, поэтому логично воспользоваться трубки из пвх (или более прочного материала), которая будет плотно прилегать к отверстию насоса. Поскольку даже пятисильный мотор может протолкнуть через себя струю воды под давлением свыше 250 кПа, к присоединению трубки нужно подойти со всей ответственностью, и периодически проверять надежность ее крепления.

Видео, размещенное ниже, показывает общий принцип работы любого водомета — что самодельного, что заводского исполнения.

Нижняя часть насоса оканчивается опущенным в воду шлангом, или трубой, через которые происходит всасывание воды. На вопрос о том, почему бы не опустить нижнюю часть мотора в воду, без использования дополнительных элементов, отвечает физика – такое размещение самодельного лодочного мотора только снизит скорость лодки. К слову – сам по себе опущенный в воду шланг или труба, создают препятствие для развития максимальной скорости, поэтом ее нужно размещать так, чтобы она испытывала как можно меньше трения об воду. Как вариант – укорачивание трубы до минимальных размеров, и направление ее вдоль борта лодки (при этом нужно помнить о большей вероятности попадания в трубу ила и грязи).

Возвращаясь к вопросу о скорости водометных двигателей – грамотный подход к облегчению веса мотора и уменьшению силы трения может сравнять скорость лодки со скоростью, которую ей бы придал винтовой мотор аналогичных характеристик. По крайней мере, это правило действенно для простых двигателей, не обладающих исключительными мощностями. Еще можно узнать как самостоятельно сделать лодку.