Нарты представляют собой длинные узкие сани, которые служат для езды на собачьих или оленьих упряжках. Обычно их используют народны крайнего севера. В этой статье будет подробно описан процесс изготовления подобного устройства. Если у вас есть снегоход, и в зимнее время года вам приходится заниматься транспортировкой габаритных грузов, то рано или поздно придется озадачится приобретением саней. А зачем тратить лишние деньги, если можно попробовать изготовить подобное устройство самостоятельно. При желании можно даже сделать нарты.
Если вы никогда не слышали о нартах и никогда не видели их в живую, не беда. Изображение и чертежи легко можно отыскать в Интернете. Здесь можно найти как нарты для езды на оленях, так и нарты для езды с собачьей упряжки. В идеале ширина полозьев для изготовления нарт должна равняться как минимум 250 мм. Но вполне можно обойтись и полозьями шириной от 110 до 120 мм.
Больше всего для изготовления полозьев подходит береза. Пусть обрабатывается она немного сложнее, чем осина, хотя и гнется не хуже. Для изготовления полозьев лучше брать комлевую часть: там сучков меньше, чем на вершине дерева. Лучше всего использовать именно свежее дерево. Влажность древесины должна составлять приблизительно 30%. Таким образом, для изготовления лыж для нарт вам не придется предварительно вымачивать древесину.
Заготовку необходимо доставить к месту сбора нарт и подготовить к распилу. С помощью цепной пилы необходимо распилить заготовку вдоль, перемещаясь от центра бревна к его краям. Распиливать края необходимо в последнюю очередь. Так будет лучше видно линии пропила. Иначе, если начинать пилить бревно не с середины, оно быстро превратиться в рогатку из-за внутреннего напряжения.
В результате у вас должно получиться две половинки бревна, напоминающие горбыль. Далее поверхность одной из заготовок необходимо выровнять электрорубанком. Должна получиться совершенно гладкая поверхность и море стружки. Обрабатывать свежую березу при помощи электроинструмента довольно тяжело. Рубанок на 2 кВт ощущал серьезную нагрузку. Вести его приходится очень медленно. Стружка по размеру больше походит на пыль.
Дерево обрабатывается без предварительно ошкуривания. На это есть свои причины. Поскольку в дальнейшем нам предстоит гнуть лыжу, то заготовка не должна быстро сохнуть. Поэтому ошкуривание должно производится на заключительном этапе, перед гнутьем. Ошкуривать березу лучше всего с помощью ножа или специально заточенной лопаты.
После того, как заготовка будет ошкурена работать придется довольно быстро. Половинка бревна превращается в доску. Размечаем полученную заготовку. В конечном итоге должна получится обрезная доска. Если выставлять на циркулярной пиле линейку и готовить верстак лень, то можно выполнить всю работу при помощи электрического рубанка. Достаточно зажать заготовку между двух брусков, закрепленных на полу. Далее предстоит шлифовка, которая устранит все дефекты и недостатки поверхности.
Теперь необходимо подготовить подготовленную заготовку к гнутью. Гнутая часть должна быть тоньше. Снизу заготовки подкладывается лист фанеры, толщиной от 3 до 4 миллиметров. Длинная фанера должна бать равна расстоянию, на которое будет осуществляться загиб. Один край фанеры необходимо прижать к заготовке при помощи саморезов и двух брусков. Под носок необходимо подставить чурочку. Она будет выполнять роль ограничителя загиба. Второй край заготовки зажимается аналогично. Конструкция намертво крепится к полу.
Придаем доске нужную форму. Центральные колодки прочно фиксируются на полу посредством нижних частей. Гнуть нужно аккуратно, плавно, без резких движений, чтобы не услышать характерный хруст. Те же манипуляции необходимо проделать и со второй заготовкой. В таком положении доски необходимо оставить подсохнуть. Пока лыжи для будущих нарт сохнут, можно приступить к другим делам.
Далее нам потребуется достаточно широкая доска. От нее необходимо отрезать примерно с 1100 мм постругать и очертить линию изгиба лыж.
Снимаем лыжи с сушки. Сначала закрепляем их при помощи проволоки, таким образом, чтобы заготовку можно было вертеть. Закрепить можно и на саморезы (в последующем полозья все равно будут шлифоваться, и все сколы станут незаметны). Две лыжи необходимо разместить рядом так, чтобы они занимали как можно меньше места. Так удобнее будет делать посадочные места.
Нарезаем восемь стоек, размерами 40Х60Х440. Необходимо отметить центр и отступить от него в каждую сторону по 70 мм. С помощью топорика вытесываем доски по очерченной линии. В результате получатся стойки. Далее необходимо строгать бруски. Занозы в этом элементе ни к чему. Все углы скругляются доводочным рубанком по всей длине брусков. При помощи стамески изготавливаем посадочные места.
В посадочные места стойки должны входить достаточно туго. При помощи киянки на посадочные места забиваются стойки. Бруски прикладываются таким образом, чтобы можно было наметить запилы в брусках. Далее приступаем к изготовлению лаг. Длинна этого элементы выбирается в соответствии с шириной гусениц снегохода. Нарты должны попадать в след, натоптанный снегоходом.